Семейная иерархия
Автор:
Виктория Валерьевна Месяцева
Открыть профиль автора:
Открыть профиль автора:

Как практикующий семейный системный терапевт часто вижу, насколько важен правильный баланс сил и ответственности. Хочется рассказать вам о таком понятии, как «семейная иерархия». Это значит, что в каждой семье есть своя внутренняя структура, где у каждого человека своё особенное место и роль, зависящие от возраста и статуса.
Что означает закон иерархии?
Закон иерархии устанавливает следующие отношения в семье:
Родители выступают в качестве дающих, делясь ресурсами, поддержкой и руководством для полноценного развития своих детей.
Дети, в свою очередь, находятся в позиции принимающих, зависящих от принятия важных решений и заботы со стороны родителей.
Это распределение ролей создаёт основу для здоровых отношений и естественного порядка в семье, где родители выполняют ключевую роль лидеров, а дети послушно придерживаются установленных рамок.
Как работает иерархический закон на практике?
Рассмотрим некоторые ключевые моменты, демонстрирующие практическое применение этого закона:
Принятие важнейших решений
Решение серьёзных вопросов в семье лежит на плечах родителей. К таким вопросам относятся, например, переезды, выборы учебных заведений и многое другое. Несмотря на возможность выслушивать желания и предпочтения детей, окончательные решения принимаются взрослыми.
Пример: Когда речь идёт о смене места жительства, мнение детей учитывается, но последнее слово всё равно остаётся за родителями.
Установление дисциплины и ограничений
Старшее поколение ответственно за формирование норм поведения и соблюдения определённых правил в семье. Такие нормы создают ощущение безопасности и структурированности в повседневной жизни детей.
Пример: Родители определяют допустимое время пребывания вне дома и ждут, что дети будут строго следовать установленным правилам.
Преемственность ценностей и ресурсов
Долг детей состоит не в возврате полученных материальных благ, а в передаче усвоенных уроков следующим поколениям. Такая передача осуществляется естественным путём, закрепляя позитивные установки и культурные ценности. Воспитанные таким образом отношения приводят к ощущению благодарности и привязанности среди поколений.
Благодаря соблюдению этого принципа обеспечивается длительная стабильность и согласованность в отношениях между всеми членами семьи, что облегчает взаимопонимание и уважение.
Поддержка чёткой иерархии и осознанное исполнение собственных ролей каждым членом семьи является залогом сохранения мира и устойчивости в семейном кругу. Только понимая своё место и обязательства, мы можем построить крепкую семью, способствующую развитию и росту каждого из её участников.
С уважением к вам и вашей судьбе, Виктория Месяцева
Для записи на консультацию пишите в личные сообщения 7 920 682 00 26
Что означает закон иерархии?
Закон иерархии устанавливает следующие отношения в семье:
Родители выступают в качестве дающих, делясь ресурсами, поддержкой и руководством для полноценного развития своих детей.
Дети, в свою очередь, находятся в позиции принимающих, зависящих от принятия важных решений и заботы со стороны родителей.
Это распределение ролей создаёт основу для здоровых отношений и естественного порядка в семье, где родители выполняют ключевую роль лидеров, а дети послушно придерживаются установленных рамок.
Как работает иерархический закон на практике?
Рассмотрим некоторые ключевые моменты, демонстрирующие практическое применение этого закона:
Принятие важнейших решений
Решение серьёзных вопросов в семье лежит на плечах родителей. К таким вопросам относятся, например, переезды, выборы учебных заведений и многое другое. Несмотря на возможность выслушивать желания и предпочтения детей, окончательные решения принимаются взрослыми.
Пример: Когда речь идёт о смене места жительства, мнение детей учитывается, но последнее слово всё равно остаётся за родителями.
Установление дисциплины и ограничений
Старшее поколение ответственно за формирование норм поведения и соблюдения определённых правил в семье. Такие нормы создают ощущение безопасности и структурированности в повседневной жизни детей.
Пример: Родители определяют допустимое время пребывания вне дома и ждут, что дети будут строго следовать установленным правилам.
Преемственность ценностей и ресурсов
Долг детей состоит не в возврате полученных материальных благ, а в передаче усвоенных уроков следующим поколениям. Такая передача осуществляется естественным путём, закрепляя позитивные установки и культурные ценности. Воспитанные таким образом отношения приводят к ощущению благодарности и привязанности среди поколений.
Благодаря соблюдению этого принципа обеспечивается длительная стабильность и согласованность в отношениях между всеми членами семьи, что облегчает взаимопонимание и уважение.
Поддержка чёткой иерархии и осознанное исполнение собственных ролей каждым членом семьи является залогом сохранения мира и устойчивости в семейном кругу. Только понимая своё место и обязательства, мы можем построить крепкую семью, способствующую развитию и росту каждого из её участников.
С уважением к вам и вашей судьбе, Виктория Месяцева
Для записи на консультацию пишите в личные сообщения 7 920 682 00 26
Самое главное конечно доверие, спасибо за статью, Виктория
Совершенно согласна с вами, коллеги, что доверие важно и она является одним из фундаментальных и работая с семьями, наблюдаю, что чаще всего доверие, любовь и уважение проявляются, когда есть правильно выстроенная иерархия.
Вопрос о том, что первично - дисциплина и сила, или любовь и уважение - требует более внимательного и глубокого осмысления.
Ведь действительно, порой создается впечатление, что любовь и уважение могут быть всего лишь следствием силы и подчинения.
Приведу параллели, которые могут показаться неожиданными.
Вспомните о дисциплине в армии Чингисхана или в окружении Сталина...
В таких системах культура подчинения формировала не просто страх, но и культ личности.
Люди начали восхвалять своих лидеров, не потому что их сердца были полны любви, а скорее из-за бессилия перед непреложной властью.
В данном контексте можно задаться вопросом: была ли это настоящая любовь, или всего лишь реакция на железную дисциплину и страх наказания?
Стремление к послушанию иногда находит отражение в глубочайших эмоциях, в том числе и в любви!
Но сможет ли такая форма любви быть здоровой?
Возможно, она рождена из страха и желания угодить, но...
Вряд ли можно считать ее основой для крепких отношений.
В семейных отношенях все ещё более запутанно.
Существует ли настоящая привязанность между родителями и детьми, если она основана на чёткой иерархии, где любовь является вынужденным ответом на строгость родителей, и естественной реакцией на авторитарные методы воспитания?
Не станет ли такая семья скорее набором исполнителей, чем единым живым организмом, где каждый чувствует себя ценным и любимым?
Но в то же время, разве не может быть заслуженного уважения и желания подчиняться - именно на основе любви?
Возможно, всё это - не черно-белое разделение, а скорее некий сложный танец между силой и нежностью, где их взаимодействие формирует стабильную и гармоничную семью.
Я не могу ответить на вопрос - можем ли мы говорить о любви как о реакции на силу и подчинение, или это одна из форм силы сама по себе...
Спасибо автору за неожиданную и интересную тему!
Ведь действительно, порой создается впечатление, что любовь и уважение могут быть всего лишь следствием силы и подчинения.
Приведу параллели, которые могут показаться неожиданными.
Вспомните о дисциплине в армии Чингисхана или в окружении Сталина...
В таких системах культура подчинения формировала не просто страх, но и культ личности.
Люди начали восхвалять своих лидеров, не потому что их сердца были полны любви, а скорее из-за бессилия перед непреложной властью.
В данном контексте можно задаться вопросом: была ли это настоящая любовь, или всего лишь реакция на железную дисциплину и страх наказания?
Стремление к послушанию иногда находит отражение в глубочайших эмоциях, в том числе и в любви!
Но сможет ли такая форма любви быть здоровой?
Возможно, она рождена из страха и желания угодить, но...
Вряд ли можно считать ее основой для крепких отношений.
В семейных отношенях все ещё более запутанно.
Существует ли настоящая привязанность между родителями и детьми, если она основана на чёткой иерархии, где любовь является вынужденным ответом на строгость родителей, и естественной реакцией на авторитарные методы воспитания?
Не станет ли такая семья скорее набором исполнителей, чем единым живым организмом, где каждый чувствует себя ценным и любимым?
Но в то же время, разве не может быть заслуженного уважения и желания подчиняться - именно на основе любви?
Возможно, всё это - не черно-белое разделение, а скорее некий сложный танец между силой и нежностью, где их взаимодействие формирует стабильную и гармоничную семью.
Я не могу ответить на вопрос - можем ли мы говорить о любви как о реакции на силу и подчинение, или это одна из форм силы сама по себе...
Спасибо автору за неожиданную и интересную тему!
Спасибо большое, Марат, за ваш подробный комментарий. Иерархия в семейной терапии - это не про подчинение, а про порядок. Что дети находятся на месте детей, а не на месте их родителей - решая проблемы родителей и не на месте партнеров своих родителей. Что дети могут брать и дальше эти ресурсы передавать далее следующим поколениям. В дальнейшем в других статьях подробнее раскрою эту тему.
Поддерживаю вашу мысль о том, что иерархия в семье действительно не сводится к подчинению, а скорее - создает порядок и гармонию в отношениях.
Эта указывает на важность понимания ролей в семье, и того, как правильная иерархия способствует развитию каждого члена семьи.
Интересны также ваши мысли о передаче ресурсов из поколения в поколение.
Это что же получается? Что порядок не только дает возможность каждому занять своё место в семье, но и помогает сформировать в своей голове крепкие основы для своего собственного будущего.
Эта указывает на важность понимания ролей в семье, и того, как правильная иерархия способствует развитию каждого члена семьи.
Интересны также ваши мысли о передаче ресурсов из поколения в поколение.
Это что же получается? Что порядок не только дает возможность каждому занять своё место в семье, но и помогает сформировать в своей голове крепкие основы для своего собственного будущего.
Вы совершенно правы, основная идея именно в принятии ресурсов и дальнейшей передачи следующим поколениям. Без идеи вернуть родителям долг за свою жизнь, это невозможно, но возможно далее передать жизнь и ресурс следующим и в этом красота жизни.
Как практикующий опытный психолог, вы удачно акцентируете ту тонкую грань между стабильностью семейной иерархии, и несбыточными мечтами о равенстве в её рамках.
Не могу не отметить вашу точность в описании ролей - вы будто художник, рисующий контуры, при этом оставляя пространство и для нас, читателей - для дальнейшего полёта мысли.
Роль родителей как "дающих", и детей как "принимающих", действительно кажется вроде бы естественной, но тут же возникает масса вопросов.
Мы живем в эпоху смелых экспериментов, когда смена ролей в семье происходит без предупреждения: дети становятся лидерами, а родители - слушателями.
С одной стороны, такая динамика может вызвать хаос, но с другой - она может привести к невероятному развитию семьи как единого организма.
Кто сказал, что родители всегда должны быть "взрослыми"?
Может, иногда они сами становятся "учениками", а дети - наставниками?
Переходя к более тонким моментам, хочется акцентировать внимание на важности равноправия (или точнее - инклюзивности) в принятии решений.
Может быть, нам стоит задуматься, что ценность общесемейного обсуждения (как процесса) тоже имеет свое место?
Простая возможность общесемейного диалога, и рассмотрение мнения детей может создать совершенно новое пространство - пространство доверия и понимания.
Также, следует помнить, что не только родители могут передавать мудрость.
Каждый член семьи (независимо от возраста и статуса) постоянно и неосознанно вносит свой вклад в это наследие.
Поэтому - в каждом поколении спонтанно рождаются новые ценности и мудрости, которые смотрят на старые традиции с искоркой свежести и новизны!
Спасибо вам за ваш умный и смелый анализ темы!
Не могу не отметить вашу точность в описании ролей - вы будто художник, рисующий контуры, при этом оставляя пространство и для нас, читателей - для дальнейшего полёта мысли.
Роль родителей как "дающих", и детей как "принимающих", действительно кажется вроде бы естественной, но тут же возникает масса вопросов.
Мы живем в эпоху смелых экспериментов, когда смена ролей в семье происходит без предупреждения: дети становятся лидерами, а родители - слушателями.
С одной стороны, такая динамика может вызвать хаос, но с другой - она может привести к невероятному развитию семьи как единого организма.
Кто сказал, что родители всегда должны быть "взрослыми"?
Может, иногда они сами становятся "учениками", а дети - наставниками?
Переходя к более тонким моментам, хочется акцентировать внимание на важности равноправия (или точнее - инклюзивности) в принятии решений.
Может быть, нам стоит задуматься, что ценность общесемейного обсуждения (как процесса) тоже имеет свое место?
Простая возможность общесемейного диалога, и рассмотрение мнения детей может создать совершенно новое пространство - пространство доверия и понимания.
Также, следует помнить, что не только родители могут передавать мудрость.
Каждый член семьи (независимо от возраста и статуса) постоянно и неосознанно вносит свой вклад в это наследие.
Поэтому - в каждом поколении спонтанно рождаются новые ценности и мудрости, которые смотрят на старые традиции с искоркой свежести и новизны!
Спасибо вам за ваш умный и смелый анализ темы!
Марат, попробую ответить на ваши вопросы.
Кто сказал, что родители всегда должны быть "взрослыми"?
Никто не сказал, что должны. Родители могут быть и вечно страдающими и инфантильными, но для самих детей куда проще, если родители взрослые и они сами несут ответственность за свою жизнь, а не их дети. Если это не так, то у детей больше ограничений, им приходится обслуживать интересы родителей, вместо того, чтобы заниматься своей жизнью.
Может, иногда они сами становятся "учениками", а дети - наставниками?
Иногда, конечно. Дети действительно часто разбираются в каких-то делах лучше и в момент взаимодействия по этому вопросу роль "ученика" вполне подходящая. А потом снова возвращаемся в роль родителя и мы в состоянии давать своим детям.
Может быть, нам стоит задуматься, что ценность общесемейного обсуждения (как процесса) тоже имеет свое место?
Обсуждение и уважение всех членов семьи очень важно, но решение окончательное принимают родители. Например, если речь идет о переезде в другой город/страну, то выслушиваются все, но решение принимают взрослые, которые несут полную ответственность (Речь о семьях с несовершеннолетними детьми).
Если речь идет о самих детях, то в таких случаях сложнее. На мой взгляд, мнение ребенка должно учитываться и по возможности приниматься в расчет.
Кто сказал, что родители всегда должны быть "взрослыми"?
Никто не сказал, что должны. Родители могут быть и вечно страдающими и инфантильными, но для самих детей куда проще, если родители взрослые и они сами несут ответственность за свою жизнь, а не их дети. Если это не так, то у детей больше ограничений, им приходится обслуживать интересы родителей, вместо того, чтобы заниматься своей жизнью.
Может, иногда они сами становятся "учениками", а дети - наставниками?
Иногда, конечно. Дети действительно часто разбираются в каких-то делах лучше и в момент взаимодействия по этому вопросу роль "ученика" вполне подходящая. А потом снова возвращаемся в роль родителя и мы в состоянии давать своим детям.
Может быть, нам стоит задуматься, что ценность общесемейного обсуждения (как процесса) тоже имеет свое место?
Обсуждение и уважение всех членов семьи очень важно, но решение окончательное принимают родители. Например, если речь идет о переезде в другой город/страну, то выслушиваются все, но решение принимают взрослые, которые несут полную ответственность (Речь о семьях с несовершеннолетними детьми).
Если речь идет о самих детях, то в таких случаях сложнее. На мой взгляд, мнение ребенка должно учитываться и по возможности приниматься в расчет.
Другие статьи этого психолога:
1. Гостевой брак - хорошо или плохо?
-
комментариев: 5
2. Нарушение иерархии в детско-родительских отношениях
-
комментариев: 3
Открыть профиль автора: Виктория Валерьевна Месяцева
Вы можете связаться с психологом Виктория Валерьевна Месяцева прямо сейчас, и попросить у него помощь или консультацию.
Поделитесь этой статьёй:
Без этих ключевых компонентов - поддержание мира и устойчивости в семейных отношениях будет под большим вопросом.
Если в семье отсутствует доверие и взаимопонимание, даже самая четкая иерархия может пойти наперекосяк.
Любовь и уважение - это те основы, которые поддерживают всю вышеописанную систему, и делают её жизнеспособной.
Они создают атмосферу, в которой дети чувствуют себя защищенными и любимыми, что, в свою очередь, способствует их здоровому развитию.
Это - всего лишь моё мнение...